Дохристианская религия Боспора, часть 19

Дохристианская религия Боспора достигает своей вершины в IV – II веках до Р.Х. Расцвет приходится не только на религиозную почву, но и на культурную, духовную, философскую и академическую.

Городские и сельские жители далеки были от монотеизма и имели в своем распоряжении целый пантеон божеств, которым кланялись. Общий список кумиров состоял не только их греческих богов – в него были включены и некоторые восточные. Это, естественно, следствие прямой связи варварских племен с эллинским этносом. Дохристианская религия Боспора была, одним словом, разношерстной.

Изображение: Дохристианская религия Боспора в искусстве
Дохристианская религия Боспора в искусстве

Культы божеств

Но всеже, естественно, были и любимые божества, которым возводили подавляющее большинство идолов. Так, массовой популярностью пользовалась богиня земледелия и плодородия Деметра (она же Персефона).

На видном месте был и Аполлон. Именно под флагом одного из центральных храмов, посвященных ему, и было совершено объединение разрозненных колоний восточного Крыма и западной Тамани под общее руководство в Пантикапее. Эта фигура являлась столь популярной, что право жречества ему сподоблялись лишь немногие. Это, как-правило, знатные государственные мужи, в том числе царские особы. Аполлоновы капища стояли не только в столице, но и в других городах – Гермонассе и Фанагории (возможно еще в Феодосии). Не исключены и другие населенные пункты, просто сведений не сохранилось.

Дохристианская религия Боспора знала и олимпийские божества. С приходом спартокидов «бог» Дионис становится одним из любимчиков народа. Скорее всего это получилось из-за того, что культ ему был схож с Персефоной, и носил зачастую «плотской» характер эротического содержания. Ученые предполагают, что капище ему было возведено на господствующей возвышенности Керчи – горе Митридат.

Строились святилища и Афродите. Известны таковые в Боспорской столице, Нимфее и других крупных полисах, особенно в азиатской части государства. Культ этой богине был продвигаем княжеской династией, поскольку она считалась покровительницей власти и всякого рода правителей.

Естественно, мореплаватели греки не забыли почтить своими знаками уважения и морских божеств, в первую очередь Посейдона. Был популярен и вестник Гермес, поскольку моряки всегда ожидали хороших вестей во всем: в воде, суше, погоде, доме и так далее. Когда царская династия спартокидов языческими жрецами объявилась божественной, то они возвели свой род к Посейдону и полубогу Гераклу. Неплохой выбор, хочу сказать.

Картинка: изображение языческого жертвоприношения

Почитаемые кумиры

Не предавались забвению и другие кумиры. Так, письменные и археологические источники донесли до нас информацию о почитании следующий богов: престарелого Зевса и его родственницы Геры, Афины (как же без неё, ведь Боспор долгое время имел теплые экономические сношения со столицей мировой демократии – Афинами), Ники, почитаемой особенно на востоке Артемиды. Не забыли также о подземном Аиде, Аресе, Гефесте и многих других (трудно перечесть).

В города стремились люди более образованных профессий – различного рода инженера, архитекторы, строители, зодчие, скульпторы, художественные мастера, умельцы по обработке камня, металла, слоновой кости, а также юристы, землемеры, врачи, учителя и кого только не было.  Не говоря уже о дипломатах, чиновниках, купцах и прочих видных особ. Все они склонялись к почитанию других богов, находящихся ближе к их роду деятельности.

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх