Боспор под протекторатом Рима, часть 13

Боспор под протекторатом Рима встает из колен. При следующем правителе Аспурге, внешнеполитическое и внутреннее положение страны вовсе стабилизируется. Ситуация не только приходит в нормальное русло, но начинается совершенно новый подъем в жизни хлебнувших горя боспоритов. Вторичный расцвет охватывает период с I по начало III веков по Р.Х.

Государство получает совершенно новое и крайне ценное приобретение – могущественный Херсонесс. Постоянные военные столкновения с аборигенами таврами и пришлыми скифами в этот временный промежуток характеризуются устойчивой победоносностью. Дружба с Римской империей продолжается. Происходит взаимовыгодное обогащение в экономическом, интеллектуальном и людском ресурсе. На высоком уровне стоит духовно-культурный обмен. Даже на монетах появляются изображения новоиспеченных римских правителей.

На фото руины Боспора
Руины Боспора

Боспор остается быть привлекательным в глазах латинской нации, как важный источник сырья, хлеба, рыбы и другого провианта. Кроме того, Таврический полуостров был хорошим стратегическим форпостом, для сдерживания амбиций варварских племен. Свидетельством всей серьезности отношения к этому региону служило то, что в Херсонесе и самом Пантикапее были размещены римские гарнизоны.

Но как бы римляне не старались, а греки сами по себе все же народ свободолюбивый. В таком взгляде на жизнь вырвары им не сильно уступали. Боспор под протекторатом Рима остается неспокойным. Уже при сыне предыдущего полководца Митридате, начались военные стычки. Тем не менее, дружба с кесарями великого града продержалась без малого двести лет. Цари-боспориты признают покровительство за Римской империей и носят звание «друг кесаря».

Возводятся оборонительные укрепления, усиливаются внешние границы, усиливается и модернизируется армия, корабельный флот. Происходят очередные победы над скифами, а прибрежная морская акватория очищается от нахальства пиратских судов.

На фотографии древняя арка

Человекообожение гражданских властей

Боспорское жречество по примеру аппенинского объявляет высшие гражданские власти божественными и приписывает им особый культ – человеческое обожествление. Теперь, земным правителям приносили такие же жертвы, а в алтарях, посвященных им, воскуряли такой же фимиам, как небесным, земным и подземным богам, которых было просто не сосчитать в пантеоне. Естественно, авторитет княжеской власти возрос до небес.

Сама чеканка монет переходит в непосредственный контроль правителей, а их дворцы наполнялись многочисленными чиновниками. Происходит сильная централизация власти. Органы самоуправления теряют достаточную самостоятельность. Города становятся более подчиненными и выплачивают налог.

Рабство, к несчастью, продолжает играть важную роль в хозяйственной жизни страны. Но обнаруживаются уже первые признаки его кризиса. На рынок выходит новый слой полувольных рабочих — пелатов. Они прикреплялись к земельным наделам крупных собственников.

 

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Наверх