Большая кенасса Чуфут-Кале, часть 6

Большая кенасса Чуфут-Кале радовалась торжественными службами, которые в ней устраивались. Оно выполнено в наподобие христианских базилик (кстати, караимиты, в отличие иудеев, признают в лице Иисуса Христа, если не воплощенного Бога, как говорит нам ортодоксия, то хотя бы пророка). Снаружи обнесена «по крыльям» галереей, насчитывающей десять колонн, выполняющими опорную функцию – поддержка полукруглых арок. Сами колонны своим основанием давят на низенький парапет, состоящий из отдельных массивных каменных плит. Они украшены рельефным орнаментом.

Изображение: большая кенасса Чуфут-Кале
Большая кенасса Чуфут-Кале

Вообще, внутреннее обустройство кенасс схоже с устройством иудейских синагог, и в общих элементах своих восходит к ветхозаветному Иерусалимскому храму, описанному в Библии. Например, двор перед молельным домом, является как-бы её частью. От открыт и огражден стеной, а также имеет свое название — «азара». В этом же месте, оборудованном скамьями, сходились старейшины и ученые мужи караимского общества, чтобы разобрать трудные места в их священных книгах и поспорить на вопросы религиозного характера.

Большая кенасса посещалась открытыми ногами – без обуви, которую оставляли на террасе при входе (подобное есть и у мусульман). Внутри устелена коврами, потолок держит массивные дубовые балки. Кстати, по поводу дуба. К этому дереву караимы «неровно дышат», для них оно имеет сакральное значение. Сохранился даже некоторый культ почитания этих гигантов, восходящий своими корнями в седую древность языческих времен. Ввиду такого почитания, этот народ старался устраивать кладбища в дубовых рощах. Если таковых не находилось, то эти славные деревья искусственно высаживали. Так, и возле Чуфут-Кале появилось захоронение, усеянное ранее дубами (со временем, растительность немного перемежевалась). Это так называемая «Иосафатова долина», о которой читайте в другой рубрике.

Большая кенасса Чуфут-Кале, внутреннее устройство

Сам зал молельного дома не был однородным, и разделялся на три, следующие друг за другом, части. У самого входа расположена «мошау-зекеним» — старческое седалище (для пожилых людей). На нем, кстати, разрешалось сидеть и тем прихожанам, которые носили временный траур (жена по покойному мужу, например). Эти скамьи состояли из дерева и обивались кожей.

Сверху высился особый балкончик, имеющий отдельный вход. Он был оборудован деревянной решеткой. Там молились женщины. Все это было не просто так, а носила определенную цель. Мужчины не должны были видеть во время молитвы своих жен, чтоб не отвлекались понапрасну. Здесь, в своей основе, виден уже тюркский элемент. Так, например, в ханском дворце города Бахчисарая реконструирована схожая башня с обрешеткой. Она находится в бывшем гареме.

Самая основная часть кенассы — «шулхан» (центральный зал). В нем молились мужчины. Как видите, равноправия и в караимских общинах не было. И там место женщине отводилось второстепенное. Лишь христианство в образе Пресвятой Девы Марии всецело освятило облик женщины, возвысив его на равный до статуса мужчины. При этом, доминирующее положение сильного пола никак не умаляется. Основная тяжесть в семейных делах должна оставаться за мужской половиной, поскольку их долг – вести, а харизма женщины – следовать. Здесь и большая ответственность. Молитва проводилась дважды на день (утренняя и вечерняя) и совершалась стоя либо коленопреклоненно.

Изображение дворика "большой" кенассы
Дворик большой кенассы

Большая кенасса Чуфут-Кале с юга оборудована алтарем («гехалом»). В нем сберегалась Тора (Пятикнижие Моисея), бережно уложенная в серебряный ящик. Там же хранились три позолоченные досочки, украшенные символическими эмблемами (на них вычерчены три мира с изображением Иеговы – Бога, Имя Которого встречается в Ветхозаветных книгах). В гехале также устроен по иудейскому типу семисвечник и жертвенник. Кроме того, во «святая-святых» хранилось два страусиных яйца. Что они собой символизировали, не имею ни малейшего представления. Но это весьма любопытно.

Внутренние украшения молельного дома

Кроме прочего, само культовое сооружение украшали хрустальные, а также медные люстры. К сожалению, до наших дней от них остались лишь кольцевые крепления. От самих люстр и след остыл. Кто знает, может вероломные турки забрали с собой, а может немцы во Вторую мировую войну (что выглядит более правдоподобно). Вполне возможно, что украли рядовые воры или они разбились в результате землетрясения, например. В конце концов, их могли просто случайно разбить.

Стены зала имеют специальные «кувшинки», служащие в роли голосовых резонаторов, усиливающих звук. Таким образом, ещё наши прадеды пытались искусственно улучшать акустику помещений. Имелась и меблировка, служащая не для «памятника» и обильно применялась. Так, в деревянных шкафчиках хранились молитвословы, а также утварь для церемониальных религиозных действий.

Схожее внутренне убранство наблюдается и в малой кенассе. Хотя имеет более простую отделку. Основные черты культовых сооружений определенной религии всегда остаются такими же, как везде.

Ныне, после долгого запустения и значительного разрушения под воздействием времени, погоды, природы и человеческого фактора, караимские кенассы восстановлены в практически своем первозданном виде, являясь важными духовными и историческими памятниками народов Крымского предгорья. Их двери вновь открыты для посетителей в определенные времена года. Большая кенасса Чуфут-Кале несколько раз в году принимает гостей.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх