Античная религия Херсонеса, часть 8

Государственное устройство полисов не мыслилось без деятельности религии. Теологические мысли пронизывали всю седую древность, и это здорово! В старые времена быть атеистом было попросту невозможно. Если человек объявлял себя неверующим, то его с самым добродушным расположением духа попросту называли сумасшедшим. Цари Давид и Соломон считали безбожников тронутыми умом. Античная религия Херсонеса представляла из себя целый набор мифов и легенд, где главными фигурантами были сами божества либо полубоги. Теология сыграла выдающуюся роль в формировании государственной жизни эллинов. Она коренным образом задавала тон их мировоззрению.

Картинка богов, античная религия Херсонеса
Боги, античная религия Херсонеса

В древности у греков существовал миф, согласно которому верховный бог Зевс даровал своей дочери Артемиде все горы на Земле, вручив ей тунику, лук и стрелы, чтобы та могла промышлять охотой. Культ этой дочери бога был настолько популярен, что ей стали вручать под опеку, как смелой воительнице, дороги и поселения, приморские города и их гавани.

Интересно, что Артемида была известна не только у потомков Эллина. Она под разными именами (как собственно и другие божества) встречается у многих иноплеменников. Сирийская, вавилонская мифология и сказания других народов тоже повествуют о «женщине-воительнице». Артемида встречается и у крымских тавров под именем Девы. Ей предназначался самый главный и пышный культ этого древнего народа. Строились целые святилища и храмы, пускай примитивные. У Гомера описывается подобная культовая постройка, «высящаяся в скале над пропастью моря».

Изображение бога Нептуна
бог Нептун

О том, насколько античная религия Херсонеса была всецело внедрена в государственную и бытовую жизнь горожан, это видно по следующим данным. Как известно, херсонеситы чеканили собственную монету. Историки находят немало нумизматических артефактов, на которых изображена Артемида в образе Парфэнос (Девы), как это было у тавров. Полное целомудрие и одновременно воинственность стали непоколебимым символом несокрушимости нрава и характера. Эти, достойные уважения атрибуты были перенесены на стяг города, стали залогом его самостоятельности.

Интересен факт, что казна всего государства, документы, архивы, мерные и весовые эталоны находились именно в главном храме богини Парфэнос. Эти важные национальные вещи были под присмотром жрецов. Среди последних временами существовал обычай посвящать богине свой портрет. Писанный образ устанавливали в святилище. В описываемом нами городище найден подобный артефакт. По нему мы узнаем, что изображение умершего жреца сделал его сын, согласно отцовскому завещанию, унаследовав по праву преемства жреческую должность.

Античная религия Херсонеса в свете государственных празднеств

Картинка, показывающая античный храм в Херсонесе
Античный храм в Херсонесе

Жрецы имели право, и это им даже вменялось в обязанность, совершать культовые ритуалы от имени целого государства. Так, в честь определенных «священных» событий в жизни богов, могли устраиваться праздники, торжественные процессии, спортивные игры и театральные представления. Все эти официальные мероприятия преследовали определенную цель – укрепление общины. Во всяком случае, именно так хотели правители и Сенат. Да, цель не всегда достигалась до желаемых результатов. Но тем не менее, попытки в этом деле были серьезными.

Участие горожан в государственных религиозных культах было обязательным. Неучастие по неуважительным причинам считалось преступлением закона. На таковых начинали смотреть с опаской, как представляющих угрозу обществу. Именно с такой моральной установкой встретились апостолы и их ученики, когда стали проповедовать Царство Божие на земле, по сути – новую религию.

На протяжении целого ряда столетий многие религиозные культы, принятые от отцов и дедов, носили неизменный характер. Необходимой частью обряда были заклинательные формулы и жертвоприношения. Благо, эллины довольно охотно отказались от человеческих жертвоприношений, хотя на начальном этапе своего существования как нации, практиковали. Дары богу состояли в приношении плодов и злаков, а также животных. Последних украшали повязками, разноцветными веревками и цветами. На идолов возливалось вино, масло или мед. В алтаре воскурялись благовония. Таким в общих чертах выглядел культ античный культ херсонеситов.

comments powered by HyperComments
Без рубрики

Комментарии:

Наверх