Согласно древней мировой эстетике того времени, античная архитектура Херсонеса строилась вокруг пропорций человеческого тела. Именно оно считалось идеальным во всех отношениях. В прочем, они не ошиблись, ведь человек – венец творения Божиего, согласно книге Бытия в Библии.
Из этих самых пропорций, как ни удивительно, и были смоделированы основные каноны художественного производства. И им последовали зодчие-херсонеситы, создавая колонны, капители и антаблементы. Многие из них сохранились по сей день. Именно благодаря их сохранности, археологи могут смело судить о величине городских храмов, и как они могли внешне выглядеть для человеческого глаза.
Античная архитектура Херсонеса в деле образования колонн богата ордерами. Чаще всего использовался дорический либо ионический. В более поздние времена появляется более торжественный – коринфский. Интересно, что этим ордерам придавали некоторую человечность. Так, дорический ордер именуется «строгим», «массивным», «мужским». Ионический, напротив «окрашивали» в женские цвета, называя «легким», «приятным», «предпраздничным», «витиеватым» и проч. И в самом деле, завитки на таких колоннах напоминают нам женственность, изящность.
Вообще, греки были довольно дотошными в архитектурных пропорциях. Колонну возводили, согласуясь с местом её расположения и способностями видения человеческого глаза. Так, боковые колонны создавались с небольшим уклоном, чтобы просматривались более ровными. В более освещенных, светлых местах колонны делались утолщенными, а в затемнении – утонщенными, поскольку от них падала тень, как бы увеличивая габариты. Как сказал знаменитый Витрувий, «естественную ошибку человеческого глаза необходимо исправлять теоретическим и практическим подходом». Одновременно колоннада являлась главной несущей частью здания.
Храмовая античная архитектура Херсонеса
Храмовая античная архитектура Херсонеса вовсю применяла многоцветную роспись и скульптуру. Заметны схожие тона построения культовых сооружений между описываемым нами городищем и Афинским Акрополем. По всей видимости, местные мастера могли проходить обучение в континентальной Греции.
Естественно, главное святилище предназначалось самой почитаемой богине в полисе – Деве (Парфэнос). Найдена мраморная плита конца IV — начала III вв. до Р.Х., посвященная ей. На ней красуются головы тех животных, которых чаще всего приносили в жертву, а также гирлянды с цветами и капищные чаши. Также обнаружены различные культовые антаблементы, расписные сандрики и прочее.
comments powered by HyperComments